Книга Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения, страница 61. Автор книги Владимир Рыжков

Онлайн книга «Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения»

Справа и слева от широкого седла перевала высятся вершины 2600–2800 м. На всем 100-километровом протяжении огромного Северо-Чуйского хребта перевал Чарга Узек – единственное место, где можно переехать хребет на лошадях.

С перевала открываются две горные панорамы – на север и на юг. На севере далеко внизу течет Шавла, от которой мы поднялись, видна даже наша поляна на берегу. Прямо напротив, на другом берегу реки, просматривается вершина перевала Турат, и весь наш вчерашний спуск с него – высокая горная стена, поросшая лесом. На юге отлично видны снега и ледники Катунского и Южно-Чуйского хребтов, которые стали теперь еще ближе к нам.

За перевалом открывается дикая, затерянная в западных отрогах Чуйских Альп, долина речки Бол-Ары-Юл и ее притоков. Бол-Ары-Юл впадает в Аргут справа, обрушиваясь в него с высоких скальных обрывов, совершенно непроходимых даже для пешего. Мы должны спуститься в среднее течение этой речки и встать на ночевку в ее верхнем течении.

Поначалу спуск с перевала идет хорошо видной тропой, по вершине широкой горной гривы, но затем тропа ныряет влево вниз и тут же теряется в сплошных зарослях карликовой березы. Мы смело поворачиваем туда коней и начинаем стремительный спуск по крутому, покрытому плотными кустами склону. Тропы здесь нет, да она и не нужна. Мы едем зигзагами, быстро сбрасывая высоту, пока не добираемся до границы леса, растущего берегами каменистой и безводной сейчас, в конце лета, речки. Дно и берега ее очень живописны. Речное русло выложено светлыми большими камнями, вода выточила в камнях ложбины, гладкие каналы и вогнутые, с мягкими линиями ванны. По левому берегу сухой речки высятся большие белые скалы из известняка. Некоторые из них выветрились и по форме напоминают башни средневековых крепостей. В толще известняка чернеют таинственные входы глубоких карстовых пещер. Жаль, что у нас нет времени их исследовать!

Мы спокойно спускаемся лесной тропинкой вдоль сухой каменистой речки и через полчаса выезжаем к месту ее впадения в основное русло Бол-Ары-Оюла. Долина становится болотистой, вправо уходит к Аргуту уже сплошное широкое болото. Чтобы объехать его, мы забираем левее и выше, на восток. Там осторожно объезжаем верхний край болота, перейдя речку вброд, и едем дальше очень внимательно, следя за каждым своим шагом – по дороге попадается множество глубоких ям и пустот: меж камнями, кустами и просто в болотине.

Наша цель – добраться до Юнгура, и мы приступаем к новому подъему на юг, на небольшой перевал между двумя рукавами Бол-Ары-Оюла. Этот перевал невысок, весь зарос густым лесом, его гребень лежит на высоте 2240 м. За перевалом мы круто спускаемся лесом и выезжаем в неширокую, круто скатывающуюся на запад долину речки Малый Ары-Юл и встаем там лагерем на берегу речки.

Здесь нас встречает хорошая, обихоженная стоянка. Из сырой земли торчат два деревянных столба, кто-то даже сколотил шаткий деревянный столик, от него поблизости – удобное костровище. В нем лежат горкой черные угли, еще не размытые дождями.

– Мы же сейчас в Шавлинском государственном заказнике. Здесь инспектора недавно были с объездом, – объясняет происхождение свежих углей Артем.

Наша группа проехала с утра 20 км по горам и теперь отдыхает. Виды со стоянки на Малом Ар-Оюле очень красивые. На юго-востоке возвышается пирамидальная, с красноватыми склонами и снежной макушкой вершина, высотой 3139 м. Эта огромная пирамида и есть западное начало всего Северо-Чуйского хребта. Она доминирует над окружающей местностью. Слева от вершины виднеется красивое, правильной формы, красновато-желтое седло перевала.

– А куда ведет этот перевал? Ты сам бывал там? – спрашиваю я Артема.

– Да, бывали мы там с батей, много лет тому назад. Там можно перевалить даже на конях и попасть на верховья реки Сайлюгем, левого притока Шавлы, прямо напротив Ачика. Но дорога за перевалом дюже тяжелая!

Прямо перед нами на юге тянется высокая горная стена, с лесом внизу и голая каменистая наверху. Справа на этой стене возвышается круглый голец – большая каменистая шишка с тюбетейкой снега на самой макушке. Прямо за гольцом, где-то там глубоко внизу, и течет Юнгур – цель всего нашего многодневного похода.

Артем и Слава лежат спинами на склоне, вперившись глазами в бинокли и тщательно ощупывая склоны окрестных гор.

– Козероги! – восклицает радостно Артем.

– А вот и маралы! – добавляет Слава.

Мы вглядываемся в бинокли и действительно видим небольшую, голов в десять, группу козерогов – самцов, черно-палевых, – которая пасется на гольце справа, чуть ниже кромки снежной тюбетейки. А левее шишки гольца, прямо на границе неба и горы, ходят три крупных быка марала. Вечереет, и Артем со Славой решают попытать счастья на охоте. Они садятся на коней, но едут не к увиденному нами стаду теков и не к маралам на гребне каменной стены, а налево, вверх по речке, к желто-красному седлу, в лес, что растет у его подножия. Барсук в этот раз увязывается за ними.

Через три часа, уже в темноте, они появляются из темного леса, голодные и уставшие, с пустыми руками, никого в этот раз не встретив и не подстрелив.

Река Юнгур с шавлинской стороны

В то, решающее для всего нашего путешествия утро мы встаем как можно раньше, ведь предстоит долгий день и длинная дорога. Часы едва показали шесть утра, солнце еще не вышло из-за горы, на траве по всей долине сверкает белый иней. Ночью опять был легкий мороз – мы ночевали на большой высоте, на 2110 м. После быстрого завтрака выезжаем налегке, взяв с собой только термосы с крепким чаем и легкий перекус. Все свои вещи и припасы оставляем в лагере на Малом Ары-Оюле.

Места вокруг дикие, безлюдные, первозданно красивые. Тропа едва намечена и то и дело скрывается в траве и в зарослях карликовой березы. Мы переезжаем долину поперек и принимаемся подниматься на горную стену, которая вчера стояла перед нами. Поднимаемся редким лесом наискосок склона в направлении круглого гольца, где вечером ходили козероги. Они и сейчас там же лениво бредут, опустив свои рогатые головы и щипая тощую травку. Их спины и бока ярко освещает утреннее солнце. Козероги нас долго не замечают, пока мы забираемся все выше, сначала по лесистому, а потом по тундряному и каменистому склону. Наконец мы привлекли их внимание. Все стадо встало, замерло, уставилось в нашу сторону. По всей вероятности, козероги сильно удивились, увидев на горном склоне нашу пеструю процессию. Они, тем не менее, остались совершенно спокойны. И не спеша, перехватывая на ходу траву, удалились за седло перевала на юго-запад, на скалистые склоны, висящие высоко над Юнгуром.

Через час после выхода из лагеря мы поднялись на вершину перевала Бол-Ары-Оюл, как раз слева от круглого заснеженного гольца. Высота перевала оказалась значительной – 2515 м над уровнем моря. Позади нас оставались долины обоих Ар-Оюлов и вчерашний перевал через гриву между ними, а впереди открывались снежные вершины вокруг перевала Ашра-Чибит на Южно-Чуйском хребте, а чуть правее от них – Катунский хребет и, во всей своей красе, величественная Белуха.