Книга Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения, страница 97. Автор книги Владимир Рыжков

Онлайн книга «Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения»

Кошон объясняет расклад:

– Здесь тропа наверх очень тяжелая, опасная. По скалам, по камням, узкий карниз. Очень круто. После дождя вообще нельзя ехать – наверняка сорвешься. Гора большая, отвесная, ни одного ровного места нет вообще. Подниматься надо часа три, не меньше. Раньше была козья тропа, потом по ней сделали конную дорогу. Но очень тяжело! Наверху там, как поднимешься, ровное место, ручьи, долины, есть лес. Но до Шавлы еще далеко ехать, целый день пути. И потом все равно спускаешься на нижнюю Шавлу, ближе к устью. А оттуда еще три дня, не меньше, ехать до Чуйского тракта. Притом целыми днями надо ехать, переходы большие. Так что опасно здесь нам подниматься, да и все равно не успеем никак!

Скоро мы расходимся по палаткам. Ночью по стенкам палаток стучит дождь.

День восьмой: опасная переправа

Утром опять встаем на рассвете. Нам надо постараться проехать сегодня как можно дальше в сторону Карагема. В этот день нас ждет главное испытание обратного пути – брод дикого и мощного Юнгура в том месте, где вообще нет никакого брода. Если прежде мы ехали звериными и охотничьими тропами, а порой вообще безо всяких троп, то теперь нам предстоит нечто неизмеримо более сложное: преодолеть опасную горную реку, которая летом в нижнем ее течении считается непреодолимой. Наша надежда только на то, что лето нынче выдалось сравнительно сухое и вода не такая высокая, какой она обычно бывает в этот сезон в начале августа. Если все получится и мы переберемся здесь на левый берег Юнгура, то этим избежим необходимости подниматься на километр вверх, на «маяк», и сэкономим себе целый день пути.

За завтраком я разглядываю освещенную утренним солнцем стену северного перевала. Зрелище устрашающее! От поляны и до синего неба поднимается огромная, практически отвесная стена из камней и скал, с глубокими расщелинами и высокими пропастями. Отсюда, снизу, она кажется совершенно неприступной, даже если вздумать подниматься по ней пешком. Что уж говорить о груженных поклажей лошадях! Невероятно, но где-то по этим отвесным скалам есть конная тропа. Остается верить проводникам на слово. Несколько лет спустя мы увидим место нашего ночлега с вершин горной стены, добравшись туда со стороны Шавлы.

Быстро собравшись, мы выезжаем вниз по реке. Только теперь нам становится понятным, зачем именно хмурый Петр потащил нас несколько дней назад на головоломный «маяк», который сейчас хорошо виден высоко над нами на другом берегу Юнгура. Дело в том, что если бы, минуя «маяк» понизу, мы спустились тогда указанной на карте нижней тропой к месту впадения речки Чибит в Юнгур, то уперлись бы с одной стороны в неприступную реку, а справа – в непроходимые отвесные скалы, откуда мы никак не смогли бы попасть в верховья Юнгура и к истокам Шавлы. Единственный путь у нас был тогда поэтому только через «маяк», т. е. поверху. Им мы и проехали, миновав тем самым скалистый тупик на устье Чибита.

А сегодня, снявшись из лагеря, мы уже довольно скоро выехали к месту предполагаемого брода. С нашей стороны, по правому берегу, река широко рассыпается здесь по камням. Прыгая по ним, мокрым и блестящим, то и дело соскальзывая в сапогах в мелкую воду, можно подобраться довольно близко к левому берегу. Но за широким мелководьем начинаются серьезные трудности. Река собирается ближе к левому берегу в узкий и глубокий скалистый каньон, в котором летит с огромной силой и громко ревет. Если сунуться сюда на лошади, то шансов выбраться целым не будет. Река мгновенно сшибет с ног коня, который с головой уйдет в воду и понесет его на огромной скорости прямо на острые скалы и камни ниже по течению. За первым каньоном виднеется второй, отделенный от первого неширокой галечной отмелью, такой же глубокий и опасный, и так же доверху заполненный стремительной водой. Поверх обеих расщелин с ревущей водой застряли дикими мостками вывороченные с корнями, ошкуренные течением и добела высушенные солнцем деревья, принесенные сюда сверху весенними паводками. Петр осторожно перебирается по деревьям на коленях: сначала через первый каньон, затем через второй – для разведки. И возвращается к нам, стоящим на берегу.

План Петра таков. Сначала мы построим надежные мосты, по которым все люди переберутся на другой берег. Затем оба наших проводника со всеми лошадьми отправятся дальше вниз по течению, чтобы искать там место для брода. Там ниже они постараются благополучно переправиться через ревущий Юнгур. Мы же будем ждать их на левом берегу в условленном месте. Что будет, если у них ничего не выйдет? Этого мы не знаем. Будем решать по ходу дела.

Мы принимаемся строить мосты через две опасные протоки. Тащим с берега длинные и крепкие жерди плавника, укрепляем ими дикий мост, связываем все это хлипкое сооружение крепкими веревками. Закончив с первым мостом, принимаемся за второй. Юнгур грозно ревет прямо под нашими ногами. Тугие и толстые струи ледяной изумрудной воды скручиваются меж скал в огромные пенящиеся канаты. Скалистая и ревущая водяная прялка, собранная в двух узких каньонах, бесконечно и неудержимо вытягивает полноводный Юнгур вниз, в сторону устья.

Закончив с мостами, начинаем переправу. Один за другим мы осторожно перебираемся сначала через один ревущий поток по связанным в пучок стволам, потом через другой. Ползем на коленях, крепко держась руками за сучья и ветки. Хлипкие мостки прогибаются, скрипят, а метром ниже с низким воем тянется к нам хищная юнгурская вода.

Наконец все шестеро оказываются на левом берегу, и Кошон объясняет, где нам следует дожидаться проводников с лошадьми:

– Пройдете сначала лесом, вот этой тропой, потом подниметесь на косогор и дальше найдете поляну у речки. Там сидите и ждите нас!

Мы смотрим на оставленный нами правый берег. Там стоят неподвижно наши лошади. Они блестят седлами и боками на ярком солнце. Кошон и Петр возвращаются к ним, перескакивая с камня на камень. Проводники быстро связывают восемь коней веревками в длинную цепь. И выезжают вниз по течению искать переправу. Мы же отправляемся в лес, оставляя Юнгур за спиной. Как и говорил Кошон, тропинка петляет лесом в зарослях высокого папоротника. Шум реки постепенно стихает, наступает полная тишина. Солнце пробивается через высокие кроны деревьев: лиственниц, осин, берез. Через полкилометра тропинка выбегает на крутой подъем, тоже лесом. Мы карабкаемся вверх по едва заметной тропе и скоро оказываемся на лесистом косогоре, где-то много ниже маяка. Дальше идем склоном еще некоторое время. Несколько раз тропинка выскакивает из леса на открытые места, ярко освещенные утренним солнцем. Нам не хочется слишком далеко уходить от Юнгура, и скоро мы останавливаемся на одной из таких небольших полян.

Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения

Опасная переправа (рисунок Д. Запылихина, 2016 г.)

Место нам по душе. По склону стелется высокая душистая трава, усыпанная цветами. В неподвижном теплом воздухе качается легкий запах меда. Ни комаров, ни мух. Главное, здесь открывается отличный обзор во все стороны. Мы поднялись выше Чибита метров на сто, и нам хорошо видно его затененное деревьями устье. Кроме того, отсюда прекрасно просматривается лес по левому берегу Чибита, откуда должны появиться проводники с конями. По нашим расчетам, они никак не пройдут мимо нас незамеченными. Мы снимаем куртки, кладем их на траву, ложимся на склон поудобнее и принимаемся ждать.