Книга Евгений Гришковец. Избранные записи, страница 150. Автор книги Евгений Гришковец

Онлайн книга «Евгений Гришковец. Избранные записи»

17 июля

Экспедиция в национальный парк «Русская Арктика»

Из Архангельска стартовала научная арктическая экспедиция нацпарка «Русская Арктика» и WWF России. На судне «Профессор Молчанов» собрались учёные, эксперты и сторонники WWF, а также писатель Евгений Гришковец.

Экспедиция из 40 человек посетит ключевые и наиболее ценные участки территории Национального парка «Русская Арктика», острова архипелага Новая Земля, а также остров Земля Франца Иосифа.

Среди участников экспедиции – учёные, представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ и специалисты и сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF). Финансовую поддержку организации экспедиции оказали члены клуба WWF «Золотая панда» и компания «Coca-Cola». Сторонники Фонда вместе с командой станут полноправными участниками экспедиции и примут участие в плановых работах: установке аншлагов, мониторинге, ведении дневника наблюдений и т. д. Кроме того, «Золотые панды» смогут своими глазами увидеть последствия изменения климата в Арктике.

К участникам экспедиции по приглашению компании «Coca-Cola», партнёра Арктической программы WWF, присоединится писатель Евгений Гришковец, который будет рассказывать о самых интересных событиях экспедиции в своём популярном блоге, а также на gazeta.ru.

«Для меня приглашение в экспедицию стало неожиданной радостью, я воспринимаю это как удачу и чудо, – говорит Евгений Гришковец. – Мне кажется, я догадываюсь, почему выбрали меня – все-таки я довольно много писал о флоте и море, у меня многое связано с этой темой – море является очень важной частью жизни. Когда я сообщил в интернете, что иду в высокие широты, огромное количество людей мне позавидовали и написали, что ждут от меня дневников. В течение двух недель я буду вести дневник путешествия в интернете и писать свои впечатления обо всем, что происходит. Я довольно много путешествовал, но высокие широты – совсем другое дело. Я даже представить себе не могу, какое там море, какие волны, какие запахи… Очень хотелось бы увидеть белых медведей, каких-то морских млекопитающих. Но точно не надеюсь увидеть там пингвинов».

Участники экспедиции прослушают курс лекций об Арктике от известных полярников. Директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский и координатор проектов по сохранению биоразнообразия Арктики WWF Михаил Стишов расскажут об особенностях арктической природы, о трудностях, с которыми ежедневно сталкиваются животные Арктики, и о проблемах, связанных с изменением климата и планами по промышленному освоению.

«У нас в этом проекте две задачи: помочь парку в сборе научных данных, а также дать возможность сторонникам присоединиться к работе экспертов и увидеть своими глазами, куда идут собранные деньги, – говорит Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF России. – Кроме того, эта экспедиция станет началом масштабной работы по мониторингу атлантического моржа – редкого вида, о котором известно очень мало. В связи с разработкой шельфа судьба моржа вызывает большую озабоченность экологов».

Общественный интерес к экспедиции подогревает и то, что рейс «Профессора Молчанова» национального парка «Русская Арктика» приурочен к объявленному WWF Году Арктики в России и столетию трех Арктических экспедиций: Седова, Русанова и Брусилова.

Русская Арктика. День первый

Первый раз в жизни пишу с борта корабля из открытого моря. Вчера вечером вышли из Архангельска… Черт возьми! Как это буднично и просто звучит: «Вышли из Архангельска». И в то же время сколько в этом чудесного, для кого-то несбыточного, а для кого-то – невероятно экзотичного. Мы вышли из Архангельска не на лыжах, не в турпоход с палатками, не на пикник, мы вышли на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» и направились… если смотреть на карту или глобус, мы направились вверх, то есть на север, в высокие ледовые широты. Широты, которые будоражили воображение тех, кто в свое время читал книгу или смотрел фильм «Два капитана», тех, кто хоть что-нибудь читал об отчаянных и странных покорителях северных морей. Странных потому, что покорять северные моря – странное желание. Так много южных морей, а они рвались на север… Вот и мы в июле вышли из Архангельска и отправились в сторону льдов.

Кто такие мы? Об этом скажу подробнее позже. Все-таки все мы на борту меньше суток, едва познакомились. За две недели совместного похода мы, конечно же, так или иначе друг друга узнаем. А пока могу сказать только, что если люди решили в июле пойти на корабле на север и приложили к этому разные, но немалые усилия, то они уже точно чем-то объединены. То есть обстановка взаимной симпатии на борту очень внятная.

Сразу скажу, что корабль, на котором мы сейчас идём, – это не круизное судно и не белоснежный теплоход, предназначенный для весёлого морского путешествия. «Профессор Молчанов» построен почти три десятка лет назад в Финляндии как научно-исследовательское судно ледокольного типа. Мне корабль кажется небольшим. 71 метр в длину и около двух тысяч тонн водоизмещение. Корабль, матросом которого служил когда-то я, был почти в два раза длиннее, а тоннаж его был более четырёх тысяч. «Профессор Молчанов» где только не побывал! Но ходил он все время в суровых водах Арктики и Антарктики. Характер судна чувствуется, и характер этот хороший.

Вчера вечером, когда отходили от стенки, я понял, что последний раз от российского берега на корабле с нашим флагом я выходил в море аж в 1987 году.

А наш выход в море был чертовски будничным. Неухоженный порт, кругом руины некогда наполненных значением и смыслом портовых построек, ужасная дорога, которая вела к причалу… Наш корабль долго заправляли соляркой из большой автоцистерны. Ничего торжественного, значительного не происходило. Никто никого не провожал, не обнимался напоследок, никто не махал нам вслед платочком, не было оркестра… Всё было по-деловому, буднично и спокойно. Для того чтобы мы смогли отойти от причала и выйти в Северную Двину, маленький деловой буксир долго убирал мешающий нашему выходу ржавый, весь помятый и ужасно неряшливый сухогруз «Сергий Радонежский». Моряки, члены экипажа «Профессора Молчанова», объясняли нам: «Щас «Серёгу» уберут, и пойдем». А между собой говорили: «Что-то «Серёга» совсем плохо выглядит». В том, как они называли «Сергия Радонежского» Серёгой, тоже было что-то повседневное, привычное для тех, кто выводил корабль с нами на борту в знакомые воды. А мы, те, кто выходил на «Профессоре Молчанове» впервые, старались прочувствовать и наполнить впечатлениями сам этот момент, когда швартовые канаты принимаются на борт и корабль медленно отходит от причала.

Выход из Архангельска – это очень красиво! Северная Двина в этом месте столь велика, что рекой её трудно назвать. Да и сам путь из Северной Двины в сторону Белого моря – это путь, который проделали многие и многие настоящие, а то и великие мореходы. Трудно даже представить себе, сколько людей, кораблей и событий видели архангельские берега.

Мы медленно шли вдоль городского берега. Немногочисленные люди, отдыхавшие вечером на берегу, махали нам руками. Мы махали им. Кто-то беспрерывно щелкал фотоаппаратом, кто-то не отрывался от мобильного телефона, зная, что вот-вот связь прервётся, и её до возвращения не будет. Я и сам делал «крайние» звонки и отправлял эсэмэс.