Книга Саур-Могила. Военные дневники (сборник), страница 41. Автор книги Максим Музыка, Андрей Пальваль

Онлайн книга «Саур-Могила. Военные дневники (сборник)»

Ещё было одно… событие или не знаю как это назвать. Прошёл примерно час после того, как нас заметили. Я услышал, как вдалеке, за дорогой, раздаются очереди. Сейчас уже не могу их «услышать» в памяти, чтобы сказать, из чего именно. Это были не звуки перестрелки, а именно очереди из автоматического оружия. Минут через двадцать они повторились.

– Это они овраги простреливают, или кусты. Куда не могут добраться. Думают, что мы там, – предположил «Запорожье».

Я тоже так подумал. Скорее всего, фольклор Благодатного или Новоклиновки в тот день обогатился новой историей. О том, как группа укропов-диверсантов пробралась, чтобы отравить воду на насосной станции. Но, благодаря бдительности местных жителей, заметивших и сообщивших куда надо, была обнаружена и уничтожена. Может быть, мальчику дадут медаль.

Ближе к вечеру, переждав, мы начали шевелиться, собираясь идти дальше. «Сокол», посидев с «Бродягой» над картой, сказал:

– Ну что, сегодня «Шаман» будет доволен. Будем идти долго, много и по дорогам ночью.

План был идти на юг до железнодорожной ветки. Потом по ней идти на запад в сторону Кутейникова. После этого мы будем близки к месту, где нас смогут вытащить. Где-то там, в районе Кутейниково – Старобешево. Оставалось продержаться пару суток переходов.

Мы вышли из посадки на закате. Слева было пустое поле, в полукилометре лежала дорога. Справа, в нескольких метрах, рос невысокий подсолнечник. Когда вдалеке появлялась машина, мы приседали, чтобы головы не торчали над подсолнухами на фоне неба. Потом была посадка, потом другое поле. Километра через два, уже в сумерках, мы подошли к зарослям, спускавшимся в низину. Впереди, за оврагами, был холм, похожий на гору. Справа – какая-то деревня. Железная дорога была впереди за заросшими оврагами и горкой. Холм выглядел странно, как великан на ровном месте. Это был не террикон, но восходившая луна пряталась за ним, поднимаясь по дуге по небу, такой он был крутой.

«Бродяга» несколько раз тыкался в чащу, пытаясь провести нас сквозь заросли. Мы обдирались об акации, отступали. Но, в конце концов, полезли вперёд. Главное было продраться через периметр. Дальше росла обычная чаща. Крутой спуск, внизу – ручей со сладкой чистой водой. Мы достали кружки, попили. Потом – крутой подъём. В итоге мы вышли на грунтовую дорогу. По ней пришли к перекрёстку, остановились, чтобы сориентироваться. Получалось, что ни одна из дорог не ведёт в нужном направлении: то ли компас сошёл с ума, то ли мы просто заблудились. Пошли в одну сторону – не туда. Пошли в другую, впереди – село, то, которое было справа. Туда тоже не надо. Было такое чувство, что мы попали в ловушку. Оставалось возвращаться по той дороге, по которой мы только что шли.

Возвращаясь, мы зашли в тупик. Но зато какой тупик! Это был источник. В темноте было плохо видно, но место было явно облагорожено. Была площадка для набора воды. Какой-то домик. Пара скамеек.

Мы напились. Вылили ту речную воду, что у нас оставалась, набрали чистой и вкусной родниковой воды.

Я обнаружил, что из-за гидратора с холодной водой в рюкзаке конденсируется влага. Из-за этого рулон туалетной бумаги, лежавший в большом отделении, отсырел. Я смотрел на него и не мог понять, зачем он вообще нужен. Когда я последний раз нуждался в туалетной бумаге? Давно. Рядом лежал трофей на память – кусок колорадского транспаранта. Мы использовали его в перекрытиях землянки на Саур-Могиле и, уходя, я оторвал клочок на память. В тот момент у меня появилось сильное ощущение, что это – лишняя вещь. Балласт, который не даёт улететь отсюда, – земля держит. Он должен остаться в этом месте. Я достал кусок полосатого транспаранта и положил на землю. Сверху на него поставил рулон размокшей туалетной бумаги. Это мне показалось символичным, и я остался доволен инсталляцией. Возможно, новый миф родится в этом месте, когда её найдут. Внутри возникло ощущение правильности.

С источника, мы вернулись к перекрёстку трёх дорог и пошли по той, что вела к селу. Все дома были погружены в темноту – электричества не было. Мы шли тихо, практически без шороха. В одном дворе залаяла собака. Появился свет фонарика. Мы рассыпались в стороны. Я сразу перестал видеть тех, кто рядом. Хозяин дома посветил фонариком у себя во дворе, успокоил собаку и ушёл в дом. Мы двинулись по улице на запад. Пройдя несколько перекрёстков, повернули на юг и вышли из села. Как я теперь понимаю, это было село Родники.

Дальше мы шли по грунтовой дороге, вдоль полей и лесопосадок. На юг. Одно из полей было засажено кукурузой. Мы попробовали её – старая и сухая. Но всё же три качана отправились в рюкзак. Может, потом придумаю, что с ней делать. На очередном привале я почувствовал, что меня начинает одолевать усталость и клонит в сон. Я достал таблетку кофеина и запил её тремя глотками воды из гидратора. Таблетка помогла, сон сняло, можно было идти дальше. Даже настроение поднялось. Расплата будет потом. Но до этого «потом» ещё надо дожить. Шёл и крутил в голове музыку. Гимн Украины, потом Ляписа Трубецкого, потом ещё что-то. Жизнь хороша, если ты можешь двигаться вперёд. Движение даёт иллюзию свободы.

Железная дорога проходила по насыпи. Она напоминала ту, по которой мы когда-то выходили из Углегорска в Горловку. Тоже свисавшие провода, иногда торчавшее железо снизу. Только трупного запаха не было.

Мы прошли несколько километров на запад. Прошли место, где дорога начинала уходить правее, и сошли с неё на юго-запад. Пересекли автомобильную дорогу, одну посадку и залегли на ночлег в следующей лесополосе. Близился рассвет. Самое холодное время ночи мы провели на ногах. Место было не в низине. Спать было не холодно, даже комфортно.

30 августа
Облава на волков

Проснулся, когда солнце уже встало. Было тепло и спокойно. На ветках сушились дождевики.

Мы вскипятили воду и «Лис» засыпал в неё крайний пакетик «горячей кружки». Каждый сделал по паре глотков бульона. Я прислушивался к ощущениям, как тепло и энергия разливались от горла к желудку и по всему телу.

Погрызли кукурузные початки, которые наломали вчера. Я честно попытался жевать сухие зёрна, но… Хотя я понимал, что еды мало и при тех нагрузках, что у нас были, организм уже ест сам себя, чувства голода не было, и сухая кукуруза не лезла в глотку. С трудом обгрыз четверть початка и запил водой, чтобы протолкнуть.

Другим кукуруза понравилась, её грызли с удовольствием. «Монах» решил провести гастрономический эксперимент. Он насыпал зёрен в пластиковую бутылку и залил водой. По идее, они должны были размокнуть и стать съедобными спустя время. Проверить это так и не довелось – их потом отобрали и выбросили.

Я снял ботинки и носки, чтобы проветрить и обработать ноги мазью. Почувствовал сладковатый запах. Подумал: «О, похоже, и у меня грибок. Надо будет пролечиться, когда вернусь. Если вернусь». Ещё тогда думал о том, как долго придётся чистить автомат перед тем, как сдать его в оружейку. Копоть уже должна была въесться и закаменеть за это время. Та ещё работка предстоит…

Где-то в это время, по дороге, недалеко от нас проехала колонна техники. В том числе и гусеничной, судя по звукам. Бежать смотреть было поздно, поэтому мы пытались на слух определить, что едет и в каком направлении. Потом мы вышли к дороге, два человека, понаблюдали. Тишина и ни души. Мы вернулись и продолжили сборы. Через полчаса проследовала новая колонна.