Книга Последние бои Вооруженных Сил Юга России, страница 83. Автор книги Сергей Волков

Онлайн книга «Последние бои Вооруженных Сил Юга России»

Мы остались на ночлег в освобожденной станице. Поспешно отступавшие красные не успели снять свою телефонную линию, и наши телефонисты перехватили очень важные для нас сведения: советское командование, обеспокоенное восстанием на Кубани, получившим значительное развитие, направило для ликвидации этого восстания в Баталпашинском и Майкопском отделах 9–ю и 10–ю советские армии, части которых начали уже прибывать на Кубань. Кроме того, был перехвачен приказ всем частям, действующим в Майкопском отделе, с точным указанием движения каждой из них, для нашего окружения. В то же самое время нам стало известно, что превосходство сил красных и недостаток вооружения побудили генерала Фостикова покинуть Лабинский и Баталпашинский отделы и что его отряд приближается в настоящее время к станицам Андрюковской и Псебайской Майкопского отдела.

Таким образом, наше положение становилось более чем критическим и было необходимо принять экстренные и решительные меры, для того чтобы не оказаться в мышеловке. Пользуясь ночной темнотой, нам удалось бесшумно покинуть станицу в направлении на монастырь (Михайловская пустынь). К рассвету мы уже были далеко от станицы Севастопольской, а к полудню приближались к монастырю, где гостеприимные монахи нас немного подкормили чем Бог послал, и мы, не задерживаясь там, двинулись дальше, чтобы выйти из окружения. Горная дорога шла лесом, то поднимаясь, то спускаясь. Недалеко от станицы Даховской мы попали под сильный пулеметный огонь красных, посланных нам в обход. Внезапность этого обстрела произвела некоторое замешательство и даже начало паники в наших рядах. У нашей пушки остались только мы вдвоем, я с Ваней Б., а у следовавшей за нами второй пушки — есаул Мыльников и поручик Мацнев. Все остальные артиллеристы и возницы разбежались. Погоняя волов и притормаживая пушки, где было нужно, нам удалось вывести пушки из‑под обстрела и добраться до станицы Даховской.

Установив пушки у въезда в станицу, мы обстреляли нападающих красных беглым огнем. Хотя наш огонь имел эффект больше моральный, пулеметы все же замолкли и больше нас не тревожили.

Дождавшись темноты и перейдя реку вброд, мы начали подъем на какой‑то перевал. Шли мы почти всю ночь и лишь к утру остановились передохнуть на Сахрайском хуторе, но не надолго. Мы поднимались затем все выше и выше, на один перевал, потом на другой. Над нами вдруг появился большевистский аэроплан. Пролетая, он сбросил бомбочку, разорвавшуюся с глухим треском в сотне шагов от дороги, не причинив нам никакого вреда. Но это было предупреждением о том, что мы открыты красными и что нам следует не задерживаясь спешить к Черному Яру.

Сбросив пушки и снаряды в глубокий овраг, но сохранив быков как драгоценный живой провиант, мы продолжали подъем и на следующий день, 1 сентября, соединились с отрядом генерала Фостикова, который по той же самой причине, что и мы, уходил в горы из района станиц Псебайской и Андрюковской, где он имел последнее столкновение с красными.

Вот и Черная речка. Невольно напрашивался вопрос, почему она носит такое название, кристально чистая вода бежит по руслу, как бы выложенному из чистого белого мрамора. Сама же долина реки могла смело называться «райской долиной», так чудесны пейзажи этой гористой местности с ее красивой растительностью. «Черный Яр», напротив, носит совершенно правильное название, это мрачное ущелье, в глубине которого находится небольшое селение, или аул. Отсюда нам пришлось преодолеть крутой подъем, чтобы взобраться на почти отвесные скалы. Дальше, по узким, едва проходимым тропам, поднимаясь все выше и выше, мы наконец дошли до снежной зоны и к вечеру 3 сентября достигли и самого перевала Псеашка, покрытого вечными снегами. Точную его высоту я не знаю, но она, во всяком случае, превышает 2000 метров.

Здесь произошла встреча авангарда полковника Демьяненко с партизанской сотней есаула Попереки, храбрейшего из храбрых. Он был послан генералом Фостиковым выяснить обстановку на Черноморском побережье в районе Адлера и Сочи, где, по слухам, был высажен десант из Крыма. Есаул Поперека дальше перевала не пошел, так как узнал, что никакого десанта не было, но что деревня Эстонка и город Романовск (он же — Красная Поляна) заняты хорошо вооруженными отрядами красных с большим количеством пулеметов. Было принято решение немедленно атаковать сначала деревню Эстонку, а затем внезапным натиском овладеть и городом Романовском. Это и было выполнено посланным вперед отрядом, состоявшим преимущественно из конницы.

Переночевав на снегу на перевале, мы спустились в Романовск, но оставаться там долго нам не пришлось, так как надо было действовать, пока большевики еще не опомнились и не сосредоточили здесь крупных сил. Кроме того, в 15 километрах по дороге на Адлер находится туннель, обойти который было нельзя. Разведка наша выяснила, что на горке перед туннелем окопались красные. Полусотня пластунов, посланная в обход горки, открыла огонь по окопам красных, и они в панике бросились бежать к туннелю, где попали под сабельные удары казаков есаула Попереки. Часть большевиков была порублена, другие же, бросавшиеся с кручи в реку Мзылита, разбились о каменистый ее берег. Дорога на Адлер была открыта.

6 сентября Адлер был взят и оставался в наших руках три дня, до появления у красных броневиков. В этот же период в бою у местечка Хосты был убит наш храбрый есаул Поперека. 9 сентября к нам присоединился отряд в 150 человек полковника Улагая, также действовавший в Майкопском отделе. После перегруппировки наших сил и нескольких разведывательных поисков, в одном из которых участвовал и я, Адлер был занят нами во второй раз, а на следующий день после этого из Крыма прибыл миноносец с генералом Шатиловым, присланным генералом Врангелем. Вскоре должны были прибыть и транспорты для перевозки нас в Крым. Тем временем к нам присоединились главные силы отряда генерала Фостикова, пришедшие через перевал Умпырь. Сам генерал Фостиков находился в Грузии, в Гаграх, и вернулся в Адлер в середине сентября.

Продолжать наступление на Сочи было признано рискованным, и командование решило, не ожидая подхода к красным подкреплений, перейти грузинскую границу, на что было получено генералом Фостиковым согласие грузинского правительства. Поднявшись вверх по реке Псоу под проливным дождем, мы на следующий день спустились с гор немного левее Гагр и расположились биваком. В тот же день подошли обещанные транспорты и, погрузившись на «Дон», мы были доставлены в Феодосию. Но в Крыму нам не пришлось оставаться долго. Через две недели мы покинули и этот последний клочок русской земли, и покинули навсегда.

Раздел 2
В. Альмендингер [105]
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ ПОЛК [106]
Разгром войск Петлюры и действия полка на Казатинском направлении

Заняв Жмеринку, полк отдыхал там два дня, имея сторожевое охранение и бронепоезда на линии Подольского разъезда. Вся Жмеринка была завалена тифозными больными — петлюровцами. С этого времени и в полку начались массовые заболевания тифом. Полк начал таять, было необходимо пополнение. Была объявлена запись добровольцев среди офицеров, но, однако, желающих нашлось немного.