Книга Время великих реформ, страница 114. Автор книги Александр II

Онлайн книга «Время великих реформ»

От Мама́, Слава Богу, известия очень хороши, и она благополучно продолжает путешествие.

Время великих реформ
21 Января/2 Февраля. Понедельник. Петербург.

Утро провел как всегда, а потом завтракал у Алексея. В ½ 1 отправился на смотр Л[ейб]-Гв[ардейского] Конногренадерского полка; полк представился в блестящем виде, как в конном, так и в пешем, просто прелесть. Остальной день провел дома, принимал и читал. Гуляли и возились с детьми в садике; кататься на коньках невозможно. На улицах снег так стаял, что уже все мы и извозчики на колесах. Обедали дома и вечер провел тоже, а Минни была еще в Немецком театре с Папа́. Легли в 1 час.

23 Января/3 Февраля. Вторник. Петербург.

Утро провел у Папа́ и завтракал в последний раз у Алексея, так как сегодня кончаются все смотры Папа́. В 1 ч. отправился в манеж на смотр Л[ейб]-Гусар, тоже отлично. Погода теплая, но туманно и темно. Обедали в 6 ч. у Папа́ и были приглашены все начальники частей, которые еще не обедали у Папа́, и все высшие начальники.

Минни тоже обедала с нами. Вечер провели до 9 ½ дома, а потом были у Тези и Юрия и играли в рулетку, и потом ужинали, а в 2 ч. вернулись домой и легли спать. Сегодня Мама́ благополучно достигла границы, и завтра мы ждем ее сюда в 4 часа.

23 Января/4 Февраля. Среда. Петербург. Гатчина.

В ¾ 11 утра отправились с Минни на Балтийскую дорогу и в 11 ¼ отправились через Лигово, Красное Село в Гатчину. Поехали еще с нами Алексей, Победоносцев [462] и Н. М. Баранов, уже в статском платье. Погода сегодня совершенно весенняя, светло, тепло и чудное солнце с самого утра. В Гатчине мы осмотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого [463], который при нас сделал несколько удачных опытов с своей лодкой и кончил тем, что подвел мину под плот и, отойдя, взорвал ее отлично.

Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях. После опытов мы зашли во дворец, а ½ 3 отправились на Варшавскую станцию, где застали уже Папа́, Владимира, Михен и Павла. В 3 ч. пришел поезд Мама́, и мы вошли в вагоны. Нашли Мама́ очень изменившейся и очень слабой, но, Славу Богу, все-таки путешествие она выдержала замечательно хорошо.

Мари и Сергей приехали тоже. В 4 ч. благополучно прибыли в Петербург. Вернувшись домой, я читал, а потом немного поспал, а в 6 ½ обедали у Папа́ с братьями и Мари и Михен. Мама́ обедала одна, и после мы у нее были, но не долго. В 8 ч. вернулись домой и вечер провели дома. Легли в 1 час спать.

24 Января/5 Февраля. Четверг. Петербург. Имянины нашей Ксении [464].

Утром был у Папа́ за докладами, а потом, вернувшись домой, пошел к обедне. В 12 ч. был у нас фамильный завтрак, более 20 человек. Папа́ не мог быть, так как у него опять лихорадка от простуды. Сегодня все еще тает и тепло, как в Ноябре. Обедали дома, а в ½ 9 ездили с Минни к Мама́, которую нашли очень изменившейся с тех пор, что видели ее в последний раз в Канне.

В ½ 10 был у нас наш музыкальный вечер нашего хора; собралось 49 человек. У Минни был тоже вечер и были: Владимир с женой, Кн. А. С. Долгорукий [465] с женой, Гр. Шувалова (Бетси), Гр. Апраксина, В. В. Зиновьев [466], А. Н. Стюрлер, Гр. Воронцова, Кн. Барятинский [нрзб.], Кн. Оболенский, Гр. Перовский и И. П. Новосильцев [467]. После ужина разошлись и легли спать в 2 часа.

25 Января/6 Февраля. Пятница. Петербург.

Утром был у Папа́ и оставался там до 12 ч., потом завтракали с братьями и Мари у Папа́, а в ¾ 1 был благодарственный молебен в библиотеке, Папа́ и Мама́ служили молебен в уборной Мама́. В 1 ¼ я отправился к Д. Косте [468] на совещание, на котором были: Валуев [469], Кн. Урусов, Маков, Дрентельн [470] и Госуд[арственный] Секретарь Перетц. Рассматривали по приказанию Папа́ записки Д. Кости и Валуева о преобразовании Госуд[арственного] Совета, учредив при нем собрание депутатов от представителей: Дворянства, Земства и Городов.

Оба проекта были единогласно отвергнуты по многим причинам, о которых здесь я не стану распространяться, так как пришлось бы исписать несколько страниц, а главная причина, что эта мера никого бы не удовлетворила, еще больше бы запутала наши внутренние дела и все-таки в некотором роде была бы одним из первых шагов к Конституции!

Вернулся домой только в ½ 4 и пошел погулять в садик с детьми. Обедали с Минни дома. Вечером я писал и читал до 12 ч., а потом еще посидел немного у Минни и болтали с Гр. Воронцовой. В 1 ¼ легли спать.

26 Января/7 Февраля. Суббота. Петербург.

Утро провел у Папа́, а в 12 ч., вернувшись домой, принимал представляющих; было 11 человек. После завтрака был еще В. В. Зиновьев с докладом. Обедали у Папа́ за субботенным обедом и потом были у Мама́, которая все в том же печальном положении и долго не выдерживает разговора, так это ее утомляет.

В 8 ч. я вернулся домой, а все прочие отправились в театр к французам. Я читал и занимался до 10 ч., а потом тоже поехал в Фр[анцузский] театр. После театра поехали ужинать к Гр. Воронцову и провели время очень приятно, а в ¾ 2 вернулись домой и легли спать.