Книга Под парусом в одиночку вокруг света. Первое одиночное, безостановочное, кругосветное плавание на парусной яхте, страница 25. Автор книги Робин Нокс-Джонстон

Онлайн книга «Под парусом в одиночку вокруг света. Первое одиночное, безостановочное, кругосветное плавание на парусной яхте»

Океанские маршруты мира – неоценимая в плавании книга. В ней приведены не только оптимальные курсы плавания между портами, но и альтернативные сезонные маршруты. Согласно прилагающимся к книге метеорологическим картам Адмиралтейства, к югу от мыса Доброй Надежды десять дней в месяц дуют штормовые ветры. По мере удаления от этого района частота шквальных ударов уменьшалась. Более того, иногда выпадали дни с прекрасной погодой, благодаря которой удалось немного взбодриться. Я вытащил наверх промокший спальный мешок и сумел высушить одежду, впитавшую в себя сырость, пока мы огибали мыс Доброй Надежды.

Аккумуляторные батареи были на последнем издыхании, поэтому при первой же возможности я достал зарядное устройство. Сняв крышку цилиндра и почистив клапаны, я оставил мотор включенным на всю ночь. Во время памятного шторма были сломаны глушитель и выхлопная труба, поэтому производимый включенным зарядным устройством шум был совершенно невыносимым. Ночью ветер усилился, желая как можно скорее подзарядить батареи, я решил пожертвовать сном и не выключать мотор. Часа в три ночи я отправился проверить в моторном отсеке с помощью гидрометра силу зарядки батареи. Неожиданно Suhaili, резко взлетев вверх на гребень волны, рухнула оттуда вниз. Я не смог удержаться на ногах, кислота из гидрометра, который я держал в руке, брызнула на лицо и попала мне в левый глаз. Я тут же бросился вон из моторного отсека на палубу. Кокпит был залит водой, я зачерпнул ее пригоршней и попытался промыть глаз. Несколько минут я плескал на лицо морской водой, затем спустился вниз и промыл его питьевой водой.

Жжение в глазу постепенно проходило, но оставалось ощущение бешеной пульсации всего глазного яблока. Мне помогли найденные в аптечке антисептические глазные капли. В зеркале глаз выглядел нормально, но согласно Медицинскому справочнику капитана корабля, после таких инцидентов следует дать глазам отдохнуть. Поскольку, при составлении списка медикаментов я не позаботился включить в него глазную повязку, пришлось обвязать голову бинтом под углом так, чтобы правый глаз оставался свободным. Результат был довольно пиратским, но совершенно непрактичным и уже на следующее утро я снял мешавшую мне повязку. Не могу сказать, что ночь прошла спокойно. Я не знал, насколько серьезно поврежден глаз и в голову лезли неприятные мысли о том, что я могу остаться одноглазым. Но над вопросом поворота на Дурбан я раздумывал недолго. Командор Кинг и Муатисье продолжали гонку, в которой лидировал я с небольшими, но все-таки шансами на победу, которая, по моему мнению, стоила одного глаза. Как оказалось, глаз поврежден несильно. Уже к концу недели он перестал пульсировать и не беспокоил меня.

Когда Suhaili подбросило, зарядное устройство опрокинулось и намокло. Мне пришлось снова разобрать его, высушить и прочистить генераторы. Более серьезным ударом стала потеря дистиллированной воды для электролита аккумуляторных батарей. В момент толчка крышка контейнера была отвинчена, я позабыл об этом, будучи занятым промывкой глаза, а когда вспомнил, то было уже поздно – емкость была пуста. В дальнейшем пришлось использовать дождевую воду.

Следующий день оказался сотым днем плавания. Я находился примерно в 1400 милях к востоку от Кейптауна.

22 сентября 1968 года, 100-ый день плавания Последний день зимы в Южном полушарии

Проснувшись, я обнаружил, что мы идем курсом на север и сделал поворот фордевинд. Ночью я сильно ушиб локоть, но что локоть – все тело покрыто ссадинами, а глаз дрожит не переставая. Я себя чувствовал, как будто только что простоял десять раундов против Кассиуса Клея. Так как ветер чуть ослабел, я поднял новые паруса и пошел спать. Внизу тепло и более-менее сухо, чувствую себя очень усталым. Я проснулся в 14.00 и с первого взгляда на небо стало ясно, что скоро нас накроет очередной шквал, на этот раз с юго-востока. Пришлось опять спускать паруса. Взять рифы уже не так просто, как прежде. Для моих покрытых болячками и волдырями рук вращение рукоятки превратилось в настоящую пытку. Сегодня я заметил, что на гроте недостает семи раксов (скобы на шкаторине парусов, скользящие по штагам и леерам). Когда ветер уляжется, первым делом займусь ими. Вечером в 20.00 поужинал ризотто и отметил юбилей 100 дневного одиночества десертом из консервированных фруктов, после чего опять улегся. Это не столько проявление лености, сколько желание дать отдохнуть поврежденному глазу. Надо сказать, что уже ощущается хроническая усталость, я засыпаю сразу после того, как сомкну глаза. Судя по показаниям барометра, скоро установится хорошая погода. Надеюсь к тому времени нормально отдохнуть, ведь мне понадобятся силы для того, чтобы справиться с накопившейся работой. Поставил будильник на полночь в надежде на то, что ночью смогу поднять дополнительные паруса.

Оптимистичными заголовками я явно пытаюсь подбодрить себя.

Запись за 23 сентября начинается со слов: Первый день весны!

Сразу после полуночи поднялся на палубу. Ветер успокоился, я добавил парусов и тут же вновь завалился на койку. Проснулся около семи утра, ветра почти не было. Быстро позавтракав кофе и хлебными чипсами со сливовым джемом, я занялся визированием, а потом спустил грот. Впервые после отплытия из Фалмута на грот-матче не был поднят парус. Все утро ушло на проверку раксов и замену отсутствующих. Пришлось пришить семь новых скоб, две из них – на самой верхушке мачты. Я использовал португальскую, нейлоновую, рыбачью леску, которую купил в Лоренсу-Маркише, когда плавал еще на Congella. Она оказалась намного прочнее британского синтетического волокна. Надеюсь, раксы будут держаться прочно. Сумев закончить работу во время, я успел замерить меридиональную высоту. Оказалось, за два дня мы сумели пройти 243 мили, что совсем неплохо, принимая во внимание довольно слабый ветер. На ланч я приготовил карри. Оно у меня получается все лучше, и лучше, несмотря на то, что у меня нет лука. К сожалению, я не умею готовить рис. Во время предыдущего плавания им занимался Крис. После ланча занялся разной мелочевкой: заменил на стакселе истершийся фал, уплотнил левую бизань-ванту, прошелся по палубе с масленкой и с банкой смазки, а также заново оплел коуш на левом штормовом стакселе, то же самое следовало проделать и с правым стакселем, но он был мокрым. Затем я перешел к зарядному устройству. Слава Богу, несмотря на полученную в субботу травму, он завелся. Аккумуляторные батареи заряжались очень медленно, что-то там внутри было не в порядке, но я не смог понять, что именно. В целях экономии энергии пришлось отказаться от слушания радио по вечерам. Только что я закончил зарядку, третью по счету сегодня. Ни одна из батарей не зарядилась до 12.00. Я буду держать зарядное устройство включенным по возможности дольше, но повторения субботнего представления не будет. Картина напоминала сцену из Сумерек Богов – лодка разрезала волны, в парусах и такелаже ревел ветер, почти заглушавший шум работающего зарядного устройства.

Сегодня я решил включить двигатель, который не работал уже более двух месяцев. Сначала я попробовал завести его вручную и даже погнул рукоять трубного ключа, что свидетельствует о величине приложенного усилия, но у меня ничего не получилось – его заклинило. Проверка цилиндров ничего не дала, в них все еще было масло, редуктор тоже выглядел нормально. Надо дождаться очередного штиля и разобрать стартер, может быть все дело в нем. Но какова бы ни была причина, виноват я – следовало запускать его каждый день. Теперь же у меня масса дел, чтобы уследить за всем, времени не хватает.