Книга Под парусом в одиночку вокруг света. Первое одиночное, безостановочное, кругосветное плавание на парусной яхте, страница 49. Автор книги Робин Нокс-Джонстон

Онлайн книга «Под парусом в одиночку вокруг света. Первое одиночное, безостановочное, кругосветное плавание на парусной яхте»

В 04.30 меня разбудило резкое движение лодки. Мы перешли в бейдевинд. Это стало понятно сразу, как только я выглянул в люк: ветер трепал две половинки лопнувшего аккуратно по шву грота. Я спустил его и тут же отправился досыпать. Следствием ночного аврала стало то, что я проснулся поздно, проспав время утреннего визирования в 10.15. Значит, сегодня придется обойтись без долготы, так как к полудню туман еще закрывает небо. Когда готовил завтрак, лодку сильно качнуло и мою руку облепила докрасна раскаленная овсянка. Пришлось украсить запястье двумя пластырными заплатками размером в полкроны каждая. Они продержатся на руке до того, как я решу облечься в штормовое обмундирование – жесткий рукав штормовки наверняка сдерет пластырь. Пришлось снять парус с грот-мачты – на зашивание уйдет много времени. Разорванным швом проблемы грота не ограничивались. Края сильно пообтрепались, надо было их обрезать и обметать. Пока же я поднял старый грот, который находился в гораздо лучшем состоянии, нежели я предполагал. Может быть, я вообще его оставлю, он изготовлен из материала лучшего качества, легче и чуть больше…

Вечером, когда я пил кофе, сидя у люка, примерно в кабельтове от нас появилась стайка небольших птиц. Их движения были порывистыми и резкими. Возможно, это были буревестники, но мне никогда не доводилось видеть их, сбившимися в стаю и летающими так высоко. Возможно ли, чтобы земля была уже настолько близко, что до нас долетали оттуда птицы?

Не будучи уверен в долготе, на которой мы находимся, сделал выбор в пользу безопасности и на ночь изменил курс, теперь мы плывем на юго-юго-восток.

Не удалось ни с кем связаться по радио, но я поймал новости радиостанции ВВС на частоте 6 мегагерц, чему очень обрадовался.

11 января 1969 года, 212-ый день плавания

Простоял у руля с 08.00 до 20.00. Устал, но зато повеселился вдоволь, ветер все время усиливался и мы здорово летели по волнам. На ночь я немного сократил паруса и положил лодку на курс 120°, гарантировавший разлуку с берегом. Полдень был упущен из-за тумана и облаков, но вечером я сумел провести два визирования. Как оказалось, в 20.00 мы находились в 240 милях к западу от входа в Магелланов пролив. Стрелка барометра резко упала, и все указывает на приближающийся шторм. Сегодня придется спать, не снимая штормовки. Я тороплюсь. Выжму по максимуму из лодки и сам выложусь до конца, но пройду на этой неделе мыс Горн и выйду в Атлантический океан. С нетерпением ожидаю записи в вахтенном журнале ровно через неделю!

Я чуть не содрал сегодня пластыри, но все обошлось – им удалось удержаться на руке. Сейчас не время для открытых ран на запястьях.

Вновь попытался установить связь на частоте 2182 килогерц и опять впустую. Хотя и слышал людей, но ответа от них не получил. Радиопомехи оказались слишком серьезными даже для радиостанции ВВС на частоте 6 мегагерц.

12 января 1969 года, 213-ый день плавания

Спал плохо. Когда проснулся, небо было синим – хоть какое-то разнообразие. Несмотря на налетавший время от времени шквалистый ветер, небо на три восьмых оставалось чистым, поэтому проблем с определением координат не возникло. В полдень мы находились в 480 милях от мыса Горн.

Утром погода была, мягко говоря, малоприятной. Сильный ветер временами достигал шквальной силы, на море гуляли высокие волны, в том числе и ветровые. Пришлось подобрать паруса, чтобы не утерять контроль над движением лодки. Примерно через час рука совершенно обессилела. Оторвал один из пластырей: было чертовски больно.

В зажигалке кончился газ, спички отсырели и никуда не годятся. Пришлось зажечь мой вечный огонь – штормовой фонарь. У меня есть шесть пачек спичек со спасательного плота, но их хватит дней на сто, поэтому я держу их про запас.

13 января 1969 года, 214-ый день плавания

Проснулся, нет, это не то слово, так как всю ночь я провел как в полудреме, в

05.0, когда внезапно с северо-северо-запада налетел ветер. Спустив грот, я не стал спускаться вниз, а стал наблюдать за тем, как необычайно быстро росли волны. Убирая парус, я содрал себе второй пластырь, поэтому пришлось перевязать запястье.

Все утро мы без помех и происшествий бежали по волнам, но днем я заметил, что кливер-штаг перетерт. Три его стренги разделились около нижней раксы. От греха подальше я убрал парус и поднял вместо него штормовой стаксель. Я не собираюсь лезть сейчас на мачту и снимать ванту, а иначе мне ее не измерить. Пока я удовлетворился тем, что срастил короткий строп, который, соединил рычаг с кливер-шкотом, что послужит кливеру опорой. Для того чтобы снять старый штаг, мне пришлось ползти по бушприту, цепляясь за него чуть ли не ресницами и обеими руками поработать гаечными ключами. Какое удовольствие я получил от всего этого можно судить по тому, что вихляющий и качающийся нос лодки попеременно то опускал меня под воду, то поднимал вверх футов на пятнадцать. Это был первый случай за три с половиной месяца, когда я воспользовался привязным ремнем безопасности. Я планировал на сегодня починку грота, но из этого ничего не выйдет, так как от усталости сводит руки.

Дует ветер, вполне соответствующий репутации мыса Горн – стабильные 8 баллов, а порывы и того пуще. Я воздерживаюсь от травления перлиня, поскольку Suhaili чувствует себя прекрасно и чем быстрее мы обогнем южную оконечность американского материка, тем лучше будет для нас. Стрелка барометра поднимается, но вчера вечером она вела себя точно так же.

Прежде, чем лечь спать, попытаюсь поймать сигнал времени и дозвониться до кого-нибудь на частоте 2182 килогерца. Каюта как гирляндами увешана мокрой одеждой, с которой капает. У меня больше не осталось сухих штанов. Зажечь печь я уже не могу себе позволить, потому что вечный огонь (который сегодня задуло) сжигает слишком много керосина. Когда доберусь до пассатов, позволю себе сжигать по спичке в день, между завтраком и обедом.

У меня осталось 110 сигарет. Поскольку я отказываюсь ограничивать количество выкуриваемых сигарет, через неделю придется избавляться от вредной привычки или начать курить чайные листья! У меня также имеется шесть бутылок виски и четыре – бренди, что совсем неплохо. За все время плавания я выпил четырнадцать бутылок алкоголя, причем одна пролилась почти целиком, я успел опорожнить лишь одну рюмку. В среднем получается одна бутылка за шестнадцать дней. Это немного превышает средний уровень потребления мной спиртных напитков, однако с учетом текущих обстоятельств – совсем неплохо.

Попытался выйти на связь на частотах 8110 и 2182 килогерц. Ничего не вышло даже после того, как я предварил звонок тремя Pan (Pan, Pan, Pan – сигнал срочности сообщения). И это несмотря на то, что я мог слышать корабль, который, судя по силе сигнала, был совсем близко от нас. День завершился выпуском новостей радиостанции ВВС после сигнала точного времени.

14 января 1969 года, 215-ый день плавания

Еще одна беспокойная ночь, чувствую, что сильно устал. Я специально проснулся в 04.00, чтобы осмотреть горизонт. Красными воспаленными глазами я смотрел на восход солнца. Это было не самое лучшее утро. Повернув через фордевинд и подняв стаксель, я вернулся в койку. Опять проснулся в 08.00, приготовил на завтрак свинину и бобы. Я целое утро провозился с радио, пытаясь поговорить с кем-нибудь, но голоса были слышны только на тех частотах, для которых у меня не было кварцевых фильтров, а на частоте 2182 килогерца никого не было. Вечером опять попробую.